ЛЯУДИС

ЛЯУДИС
Валентина Яковлевна (р. 1932) — российский психолог, специалист в области педагогической психологии, психологии развития, общей и социальной психологии. Автор концепции функциональной взаимосвязи генетических форм памяти. Д-р психологических наук (1979), профессор (1984). Зам. председателя Совета по психологии УМО университетов России (1988-2000). Засл. профессор МГУ (1996). Закончила отделение психологии философского фак-та МГУ им. М.В. Ломоносова (1955). В 1960—70-е гг. занималась исследованием проблем психологии памяти. Под руководством П.И. Зинченко выполнила и защитила канд. дис: Структура мнемического действия (1967). Продолжая исследования в этом направлении, в 1978 г. защитила докт. дис: Развитие памяти в процессе обучения. В работах Л. были выявлены и впервые описаны функциональная структура и условия развития четырех генетически различных форм памяти: 1) бессознательной памяти на ранних этапах онтогенеза психики; 2) переходной, внешне опосредованной памяти; 3)осознаваемых произвольных процессов памяти; 4) метапамяти. Установлена специфика процесса функционального развития памяти, связанная с ростом готовности к предстоящему, посредством реорганизации схем преемственности актуального поведения по отношению к прошлому и будущему. На основе концепции функциональной взаимосвязи генетических форм памяти построены программы обучения письменной речи в начальной школе, учебной деятельности в начальной, средней и высшей школах (Память в процессе развития, М., 1976; Формирование контрольно-корректировочных действий у студентов при обучении с помощью ЭВМ (М., 1983, в соавт.). С 1980-х гг. разрабатывает концепцию учения как продуктивной и творческой деятельности преподавателя совместно с учениками. Проектирование сотрудничества учителей и учащихся в процессе обучения, осуществляющееся в естественных условиях, позволило выявить систему форм взаимодействий, межличностных отношений и общения как предпосылок взаимосвязи интеллектуального и нравственного развития личности в процессе обучения (Инновационное обучение и наука, М., 1992). Л. разрабатывает также общие вопросы теории и истории педагогической и возрастной психологии, исследует проблемы формирования личности в юношеском возрасте. Занимается анализом методики преподавания психологии, психологическими основами инновационного обучения (Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников (Кишинев, 1983, в соавт.); Методика преподавания психологии, М., 1984). Автор и ред. ряда научных трудов и уч. пособий, в том числе: Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся , М., 1980, соред. совм. с А.А. Бодале-вым; Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, ред. и соавт, (т.1. -1980; т.2. -1981); Изучение и проектирование работы школы в социологическом аспекте (Место и функции социолога в школе), М., 1993. О. Г. Носкова


Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "ЛЯУДИС" в других словарях:

  • Ляудис, Валентина Яковлевна — Заместитель декана факультета психологии по научно методической работе (1987). Родилась в 1932 г. в Симферополе. Окончила отделение психологии философского факультета в 1955 г. Кандидат психологических наук (1967), доктор психологических наук… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Ляудис, Валентина Яковлевна — (1932 2000)    Российский психолог.    Закончила отделение психологии философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова (1955), доктор психологических наук (1979), профессор (с 1984) кафедры педагогической психологии и педагогики МГУ. Более 10 лет… …   Кто есть кто в российской психологии

  • Pyotr Zinchenko — Pyotr Ivanovich Zinchenko ( Пётр Иванович Зинченко ) (1903 1969) was a Soviet developmental psychologist, a student of Lev Vygotsky and Alexei Leontiev and one of the major representatives of the Kharkov School of Psychology. In 1963, Zinchenko… …   Wikipedia

  • Vladimir Asnin — Vladimir Ilyich Asnin ( Владимир Ильич Аснин ) (1904 1956), Soviet developmental psychologist, a representative of Kharkov School of Psychology, head of the Department of psychology at the Kharkov State pedagogical institute in 1944 1950. In the… …   Wikipedia

  • Аснин, Владимир Ильич — (1904, Кременчуг 20 ноября, 1956, Харьков) советский и украинский психолог, последователь Выготского и представитель Харьковской школы психологии. Содержание 1 Биография 2 Научный вклад …   Википедия

  • Методы обучения — Метод обучения (от др. греч. μέθοδος путь) – процесс взаимодействия между преподавателями и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Приём обучения (обучающий… …   Википедия

  • Клайпедская область — Klaipėdos sritis Страна …   Википедия

  • Список депутатов Верховного Совета СССР 3 созыва — # А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш …   Википедия

  • Аснин — Аснин, Владимир Ильич Аснин, Владимир Ильич (1904, Кременчуг 20 ноября, 1956, Харьков) советский и украинский психолог, последователь Выготского и представитель Харьковской школы психологии. Содержание 1 Биография 2 Научный вклад …   Википедия

  • Владимир Аснин — Аснин, Владимир Ильич (1904, Кременчуг 20 ноября, 1956, Харьков) советский и украинский психолог, последователь Выготского и представитель Харьковской школы психологии. Содержание 1 Биография 2 Научный вклад 3 Библиография …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»